регистрация компании добавить проект быстрый поиск лента публикаций восстановление доступа о портале
    
Строительный портал СтройПлан.ру
Подбор проекта Торговые маркиНовости отрасли
 
КОРЗИНА (0)  

На волне ретро

Так и хочется продолжить привычным «FM», но вместо этого – звуки Шопена, пенящееся «Вдова Клико» и, конечно, веранда, в полуоткрытое окно которой рвется сирень. Впрочем, вместо Шопена запросто может быть и голос Т. Меансаровой, раздающийся из легендарной «Спидолы». Ведь ретро как идеология исключительно лоялен в проявлении своих симпатий. Главное в нем – атмосфера, созданная при помощи символов эпохи.

Если взять, к примеру, давно отслуживший свое кухонный стол, удалить с него слой краски и обработать воском для мебели, а потом водрузить на него старую деревянную дверь, хранящуюся в чулане со времен царя Гороха, закрепив ее снизу винтами, то получится самый настоящий стол в стиле ретро. Впрочем, чтобы создать в доме ретроинтерьер, вовсе не обязательно быть искусным плотником или хранить до лучших времен весь тот хлам, который когда-то служил парадной обстановкой нашим бабушкам и прабабушкам. Можно поступить гораздо проще, пустившись в путешествие по антикварным магазинам. Если повезет, отыщется и бронзовое бра с колпаком из матового стекла в форме лилии, и черный металлический телефон, украшавший дома немногих избранных соотечественников в 1950-е годы.

Ретро – собственно, не стиль, а скорее страсть. Или дань моде.

Что же получается – сплошная эклектика и неразбериха в голове? Напротив, ведь ретро, собственно, не стиль, а скорее – страсть. Или дань моде. В любом случае в основе его желание оформить свою жизнь с помощью вещей, прошедших надежное испытание временем, но не утративших при этом элегантности, шарма и новизны. Аксессуар в стиле ретро – обязательно нечто уникальное, аутентичное и непременно высокого качества. Как, например, легендарный «Harley Davidson» или демократичный «Volkswagen Kafer», туфли кинозвезды 40-х за восемь тысяч долларов, зажигалка «Zippo» 1933-го или часы «Rolex» 1926 года выпуска. Впрочем, о вкусах (а тем паче возможностях) спорить никто не собирается. Тем более что в официальном искусствоведении к понятию стиля ретро относят любые тенденции художественного мышления, направленные в прошлое.

Достойный оппонент

Страсть к вещицам «из бабушкиного сундука» в последние годы становится явлением весьма распространенным. Ретро уверенно набирает обороты. Поэтому из областей прикладных на вполне законных основаниях переходит в сферу человеческого жилища. Примеров тому множество. Для сравнения, если еще несколько лет назад «продвинутый» обыватель, относящий себя к разряду сообщества модных, норовил сделать в своих стенах тот самый пресловутый «евроремонт», то сегодня это слово становится едва ли не синонимом безвкусицы, дурного тона и ремонта самого что ни на есть экономичного класса. Напротив, стильно оформленный интерьер предполагает дизайн, обстановку и аксессуары, обладающие самобытностью, несущие на себе прикосновение авторской руки и «хранящие» историю.

Вспомнить хотя бы все тот же хай-тек, который совсем недавно претендовал на роль прогрессивного течения. Ему прочили большое будущее, он был многообещающим, слегка загадочным и отстраненным от реальной жизни. Неудивительно, что таким он и остался, снискав славу незаменимого разве что в условиях дорогого офиса или, в крайнем случае, оказавшись востребованным в столь модном сегодня пространстве в стиле лофт. Впрочем, даже и там позиции его не настолько бесспорны. Встречающиеся в бывших промышленных корпусах вещицы с явным авторским началом и выбивающиеся из заданной эстетики – лучшее тому подтверждение. Что уж говорить, если даже знаменитые простые и жесткие по форме лампы из нержавейки «Philipp Plein» обретают декор в виде искрящихся прозрачных кристаллов, так напоминающих классику «Swarovsky». А стеклянные ножки от массивной деревянной столешницы «More» неожиданно принимают форму, несомненно тяготеющую к барочному профилю.

В несколько меньшей степени подобный парадокс произошел и с минимализмом. Еще совсем недавно казалось, что стулья Старка останутся в обстановке навечно. Но уже сегодня спальный гарнитур в стиле Людовика XIV куда как предпочтительнее. Впрочем, опять-таки, это дело вкуса. Возможно, адепты того или иного стиля сморщат нос в недовольной гримасе, услышав подобные разглагольствования, и будут правы. Тем не менее факт остается фактом: ретро в моде.

Великий и ужасный ретро

Тенденции ретро всегда связаны с некоторой долей стилизации, иными словами, использованием элементов самых разных стилей. Имеется в виду, что не отдельный предмет обстановки являет собой «три в одном», а обстановка в целом состоит из предметов, эстетика которых может принадлежать разным эпохам. И в этом нет ничего крамольного, поскольку ретро – это прежде всего атмосфера, складывающаяся именно совокупностью вещей прежних лет. А так как лет этих прошло немало, нет ничего удивительного в том, что история сохранила множество атрибутов всех времен. Например, классицизма. Оригинальный секретер эпохи Александра III в окружении гостиного гарнитура того же периода – один из вариантов стиля ретро. Другое дело, что секретер этот придется очень долго искать. При этом обойдется он, мягко говоря, совсем не дешево. Не говоря уже о прочей обстановке, приличествующей имперскому стилю. Выход есть: с гораздо меньшими затратами можно попробовать подобрать что-нибудь из современной мебели, стилизованной под далекую эпоху. Конечно, несмотря на высокий уровень производства, старинную вещь воссоздать невозможно. Она неповторима и является той точкой над «i», от которой в конечном итоге и будет зависеть все очарование внутреннего убранства. Поэтому, если вы ярый приверженец антиквариата и не мыслите в интерьере ничего иного, кроме настоящих произведений искусства, к коим, безусловно, стоит отнести вышеупомянутые предметы обстановки, этот вариант не для вас. Тогда можно попробовать создать в интерьере музей из образцов мебели гораздо более позднего времени. Скажем, эпохи модерна. Здесь шансы на удачную покупку резко возрастают. Да и выбор, что уж греха таить, куда больше. Закономерно, что возвращение к прошлому всегда связано с тенденциями развития моды. Поэтому и проявляется ретро главным образом в декоративном и прикладном искусстве, одежде, ювелирных изделиях и, конечно, в оформлении интерьера.

Сказать по секрету, существует некий неофициальный временной признак, помогающий определить принадлежность той или иной вещи к формату «ретро»: два десятилетия. Следуя ему, приходится признать, что пресловутая югославская «стенка» с печальными полированными поверхностями и однотипной фурнитурой, создающая в сегодняшнем интерьере эффект безысходности, тоже является своего рода представителем ретростиля. Вот такой парадокс.

Конечно, это случай из ряда вон выходящий. Существует масса других, гораздо более достойных символов своего времени. И стремиться нужно, как известно, к высокому и «недостижимому». Достигнув же его, искать для себя новые и новые ориентиры на предметы в стиле ретро, давно ставшие классикой дизайна, но остающиеся при этом модными и желанными. Как, например, знаковые стулья-«муравьи» на трех ножках великого Арне Якобсона. Или диван-трансформер, родившийся в голове Фредерика Кислера более 70 лет назад, но и по сей день актуальный.

Классика ретро

В обстановке дома мелочей, как известно, не бывает. Поэтому всякая деталь, имеющая историю, будь то чернильный прибор на письменном столе, прикроватная тумбочка в спальне или настенный светильник над диваном в гостиной, красноречиво свидетельствуют о принадлежности к эпохе. Условимся, что к эпохе ретро.

В этом случае можно предугадать внешний вид любого предмета... поскольку существует и так называемая классика стиля ретро.

Аксессуар в стиле ретро – обязательно нечто уникальное, аутентичное и непременно высокого качества.

К ней, без сомнения, относятся всевозможная мебель и аксессуары, которые легко узнаваемы и вызывают в памяти вполне определенные ассоциации. Например, огромные лампы с текстильными абажурами, украшавшие некогда комнаты многонаселенных старых коммуналок. Такой потолочный светильник освещал в основном пространство над столом в центре помещения; углы же оставались во мраке, ревностно оберегая приватную часть жилья. В границу освещенного «пятна» попадал круглый стол, накрытый плюшевой скатертью со свисающей до пола бахромой, которая отличалась от скудного унитарного набора аксессуаров соседей в лучшем случае цветом. Теперь это кажется воспоминаниями из какой-то другой жизни, лишенной понятий практичности, эргономики, а порой и здравого смысла. Действительно, ну кому сегодня придет в голову украсить обеденный стол до такой степени неудобной в использовании вещью, как бархатное покрывало. Тем не менее лет пятьдесят назад, в эпоху тотального дефицита и нескончаемых очередей за тканями, полочками и вазонами, это было нормально и никого не удивляло. Бархатный стол можно было встретить практически в каждом доме, он претендовал на вполне законное звание украшения жилого интерьера.

Известно, что несколько десятилетий назад при создании «среды обитания» для себя и своих близких, каждый, что называется, старался как мог: кто-то сдавал в комиссионку надоевшую антикварную мебель – громоздкую и неудобную, заполняя пространство модульной; кто-то мастерил и шил, заполняя дом авторскими работами; кто-то привозил из заграничных командировок вьетнамские циновки и китайские лакированные столики. Но мы «вынесли» из того периода, пожалуй, лишь такой символ времени, как плащ-болонья, в котором наши мамы и папы спешили на танцы или на свидания друг к другу. Или джинсы, ворвавшиеся в кримпленовое благополучие советского человека в 1960-е. Механический патефон, например, оставил в душе куда меньший след. Вывод прост: забытое искусство интерьера оказалось попросту утраченным, выброшенным из области культуры, которую формирует совокупность человеческих ценностей. Поэтому сегодня мы с новыми силами и особым рвением наверстываем упущенное годами, придавая столь огромное значение формированию индивидуальной жилой среды.

Ретро наших дней

Собственно говоря, «ретро» – понятие, существующее отдельно для каждого времени. Ведь эпитетом «ретро» мы награждаем все то, что находилось когда-то в обиходе; в том, что касается вопросов интерьера, ретро – это то, без чего невозможно было представить себе обстановку любого дома. Поэтому сегодняшний любитель ретро – по сути любитель старины, но не просто старых вещей, а тех, которые прошли испытание временем и остались актуальными в новых условиях. Куда же деться без тканых портьер и плюшевых подушек, покрывал с вышивкой и коврика на стене у кровати. Ведь никакие жалюзи мира не способны заменить привычного уюта текстиля. Чугунные кочерга и совок – обязательные атрибуты дома с печным отоплением, который был широко распространен еще в 1950-е, в наши дни перекочевали в интерьеры роскошных загородных особняков, обзаведясь целым семейством сородичей из презентабельного каминного набора. Из вещей гораздо менее значимых в утилитарном отношении, но играющих роль яркой декорации в интерьере, можно вспомнить и знаменитую швейную машинку «Zinger» на столешнице с коваными ножками и педалью. Конечно, это символ эпохи куда более далекой, чем двадцатилетней давности, однако и по сей день остающийся востребованным и стильным элементом даже на фоне плазменных панелей телевизоров и потолочных светильников из нержавеющей стали на натяжных роллерах.

А какую неисчерпаемую благодать для любителя ретро таит посуда! Ведь она вполне может считаться стилевым признаком интерьера: характерный минимализм фарфора шестидесятых или пластмассовое изобилие 1970-х годов способны внести очевидный колорит в обстановку иной сегодняшней кухни. Словом, было бы желание, а окружить свою жизнь вещами, которые хранят дух времени, не так и сложно. Конечно, есть опасность переусердствовать, превратив собственное жилище в лавку никому не нужных древностей. А можно подойти к заполнению интерьера предметами прошлого с умом, соблюдая меру и производя тщательный отбор всех «новых поступлений». Тем более если они при этом являются хорошо забытыми старыми, которым суждено сформировать ретрооблик вашего дома.

Светлана РОССО, «Загородное обозрение»
Интерьер на zagorod.spb.ru

    Катрин Фото: просторный деревянный дом с мансардой 258.5 3 2 Просторный деревянный дом с мансардой

    Полани Фото: каркасный дом 6 на 6 60 1 Каркасный дом 6 на 6

    Дорохово Фото: брусовой дом с эркером и террасой с навесом 102.3 4 2 Брусовой дом с эркером и террасой с навесом

    126/064 Фото: одноэтажный дом для двух поколений 126 2 2 Одноэтажный дом для двух поколений

    РД36 Фото: дом с террасой и эркером 85.05 1 Дом с террасой и эркером


 Рейтинг@Mail.ru   По вопросам работы сайта и сотрудничества обращайтесь к администратору adm@stroyplan.ru.
При использовании материалов портала - ccылка, доступная для индексации, на сайт обязательна.
© 2006-2024 "СТРОЙПЛАН"
    Все права защищены.