регистрация компании добавить проект быстрый поиск лента публикаций восстановление доступа о портале
    
Строительный портал СтройПлан.ру
Подбор проекта Новости отрасли
 
КОРЗИНА (0)  

Скрытые ресурсы ландшафта

Рынок коттеджного строительства в пригородах Санкт-Петербурга и в Ленинградской области набирает обороты. Но, хотя на земельных участках все чаще реализуются крупные девелоперские проекты малоэтажной застройки, загородная инфраструктура все равно остается далекой от совершенства. Во всяком случае, если сравнивать с западными образцами или, например, американскими.

Соединенные Штаты поражают не ухоженностью и опрятностью городов и поселений и даже не зелеными лужайками у каждого дома. Удивляет необыкновенно практичный подход американцев, при котором парки, скверы, дорожки и различные элементы ландшафтного дизайна становятся мощным инструментом в конкурентной борьбе. Оказывается, вложение денег в озеленение способно приносить прибыль, причем немалую.

Американская мечта

Город Кэри, штат Северная Каролина – яркий тому пример. Еще двадцать лет назад это был небольшой городок с населением 7 тыс. человек, расположенный среди табачных полей (в то время Северная Каролина считалась столицей табачной промышленности США – города Салем и Винстон находятся именно там). Город ничем не выделялся среди сотен себе подобных. Но потом он неожиданно преобразился. Не так давно Кэри был признан вторым в Штатах по качеству жизни. Сегодня в нем проживает примерно 120 тыс. человек. Что же произошло?

Двадцать пять лет назад один местный предприниматель загорелся идеей создать исследовательский центр. Мысль его была, с одной стороны, не нова: исследовательские парки в то время уже вовсю создавали новую экономику Америки. Но с другой стороны…

В таких понятиях, как «технопарк», «исследовательский парк», само значение слова «парк» теряется за образами заводов, институтов, с подведенными коммуникациями и дорогами. Поэтому в основу нового исследовательского парка была положена идея парка как зеленого объекта.

Так появился Research Triangle Park (исследовательский парк), на территории которого находятся офисы целого ряда крупных компаний. Здания расположены на значительном удалении друг от друга. По замыслу проектировщиков, они не должны быть «видны» одно другому. Ограничений в архитектурных изысках нет, но предусмотрен высотный регламент. Крыши домов находятся на одном уровне с деревьями – не выше. Между постройками обязательно существует лесополоса, вокруг зданий – пруды и ландшафтная архитектура.

«Так в чем же, – спросите вы, – состоит инвестиционная привлекательность подобного ландшафтного благоустройства?» Дело в том, что тишина, покой и пение птиц стали для руководства крупнейших мировых корпораций (Siemens­Erricson, Glaxo Smith & Kline, IBM и др.) чуть ли не решающим фактором в выборе места для исследований. Сейчас на территории Research Triangle Park работает 38 тыс. тыс. человек из 115 компаний.

Cистема расселения «одноэтажная Америка». Работа над ошибками

Любой американец вам скажет, что Нью-Йорк с его бешеным ритмом жизни и небоскребами – это не Америка! Точнее, не совсем обычная Америка. Типичный американский город – относительно небольшой центр с высокими офисными и административными зданиями и многие акры, занятые коттеджными поселками (subdivision). Отдельно выделяются торговые районы, где расположены «магазины­коробки» и другие необходимые для жизни человека торговые точки. Долгие годы американской мечтой был собственный участок земли, дом на нем и автомобиль. В целом за счет кредитов страна справилась с этой задачей, но в погоне за мечтой был совершен ряд ошибок, с которыми современные архитекторы пытаются бороться. Так, сейчас, для того чтобы совершить любое действие вне дома, то есть попасть из пункта А в пункт Б, гражданину приходится всегда(!) садиться за руль своего автомобиля мечты. Сложно представить, например, поход за продуктами пешком, даже если нужны молоко или соль. Нет, садитесь в машину – и в путь, километров пять-семь. На работу? В авто! Час – и ты в своем офисе в центре! Заболел зуб – тот же маршрут... Как одно из следствий (это не единственная причина) – более 30% всех американцев, по статистике, весят более 100 кг.

Пока в США осуществляли «американскую мечту», Европа шла своим путем в развитии системы поселений. Например, идеальным, с точки зрения многих британских архитекторов, следует считать населенный пункт со следующей структурой: центральная улица с двух­ и трехэтажными домами, на первых этажах которых находятся пабы, адвокатские конторы, зубные кабинеты, небольшие магазинчики, а на верхних этажах – квартиры, в которых живут, например, владельцы магазинчика внизу. От центральной улицы отходят небольшие извилистые улочки жилых районов. Дома красивыми палисадниками выходят на улочку. А задний двор отделен от соседского забором, который не виден прохожим. Такая структура позволяет сохранять и приватное пространство, и архитектурную эстетику.

Современные американские архитекторы стараются использовать европейский опыт и все активнее проектируют районы смешанного использования, так называемые Mixed use zone. В подобных районах в центральной части располагаются офисные здания, магазины, рядом кондоминиумы, а по периферии – обычные для Штатов жилые кварталы из одноэтажных домов. Но основное отличие от классической одноэтажной Америки – это пешеходная доступность всех объектов для жителей. Теперь многим, живущим в таком районе, не нужно тратить много «машино-часов» на путь до работы и магазина.

Другая серьезная проблема, возникшая в Америке в связи со сложившейся системой расселения, – это отсутствие постоянного населения в центре города. В большинстве городов в city никто не живет. Люди приезжают туда только на работу, а вечером, после шести, там потенциально небезопасно. Новым трендом стала политика властей на возвращение жителей в центр. Для этого строятся привлекательные жилые дома и вводятся некоторые налоговые послабления. Объективности ради надо сказать, что пока этот процесс успешным назвать нельзя.

Ландшафтный дефицит

В условиях глобализации качество жизни становится таким же важным конкурентным преимуществом того или иного населенного пункта в борьбе за мировой капитал, как инвестиционная политика властей или, например, безопасность. Кроме того, стоимость недвижимости и земли (в перспективе для любой страны) связана не только с активностью экономики, но и с качеством этой земли и недвижимости. А качество определяется не только вложенными деньгами и стоимостью материалов, но и удобством для жизни, эстетической привлекательностью и гармонией с окружающим ландшафтом, доступностью парков и лесных массивов, возможностью пеших и велосипедных прогулок, наличием мест для проведения досуга и игр детей, безопасностью жителей. То есть теми ценностями, которые значительно важнее для любого человека, чем, например, представление: «Я живу на Невском». И превратить любую территорию в место для жизни с перечисленными выше характеристиками способна ландшафтная архитектура. Во многих странах планирование среды ведется совместно архитекторами, ландшафтными архитекторами, инженерами.

В окрестностях Петербурга пока скорее идет хаотичное развитие территорий, чем осознанно формируется комфортная для жизни среда. И, к сожалению, нет возможности повлиять на планирование пригородных зон, на генеральный план развития территорий. Однако и в меньшем масштабе, на уровне коттеджных поселков (а сейчас все больше появляется масштабных проектов площадью в десятки гектаров), важно не совершать ошибок, которые не позволят сформировать зону комфортного проживания и, соответственно, принесут меньше доходов девелоперам. Бытует мнение, что на создание дорогой вещи надо потратить много усилий и денег. Но это не совсем так. Рассмотрим на примере. Сознание среднестатистического российского генпланировщика подсказывает (основываясь на опыте проектирования района станции метро «Гражданский проспект»), что любую территорию нужно выровнять, вывезти лишний грунт, разделить землю на участки, проложить дороги – и проект застройки готов. Так попытались поступить «планировщики» одного из небольших коттеджных поселков, но претендующего на роль дорогого. Великолепные холмы с вековыми соснами на берегу Чайного озера предлагалось снести для удобства прокладки дорог и нарезки участков. Нам удалось отстоять участок своего хозяина, теперь он единственный выделяется своим рельефом на фоне равнины.

Однако предположим, что те самые «планировщики» не стали бы трогать холмы, а проложили бы между ними красивые дорожки, а дома вписали бы в рельеф, – насколько дороже и интереснее стало бы это поселение... Пока рост цен на землю компенсирует подобные огрехи и земля «на берегу Чайного озера» все равно растет в цене, но эффективность вложений могла быть намного выше! Кстати, в Америке проектировщики стараются никогда не вывозить и не завозить планировочный грунт. В низинах выкапываются пруды, которые еще и играют роль резервуаров для дренажной и ливневой воды, а из избытков грунта формируются возвышенности. Любой холмистый ландшафт быстрее, чем равнинный, освобождается от талой воды и на нем не бывает застойных зон.

Если еще недавно необходимость создания в коттеджных поселках элементарной ландшафтной инфраструктуры приходилось доказывать, то сейчас проект без детских площадок, пешеходных дорожек, прудов, пляжей, кафе и других элементов благоустройства, а точнее без определенного стандарта загородного образа жизни, уже не станет успешным. И примеров тому на петербургском рынке достаточно. Немаловажно сохранение зеленых массивов между районами застройки.

В большинстве правил застройки в развитых странах обязательно есть пункт, предусматривающий возможность жителя без особых усилий дойти до ближайшего парка, леса и т. д. Некоторые коттеджные поселки под Питером уже пользуются естественным преимуществом соседства с лесами, которые стараются благоустраивать, включая в повседневную жизнь жителей. Важно, чтобы генпланы развития пригородной зоны исключали возведение жилых и прочих кварталов на месте нынешних лесов, вызывающее снижение привлекательности уже существующей недвижимости.

Очень много сил властей тратится на решение транспортной проблемы нашего мегаполиса, но строительство дорог не будет поспевать за ростом автопарка, если не подойти к вопросу принципиально. И чем динамичней развиваются пригороды, тем активнее маятниковые миграции, а давление на магистрали только возрастает. Одним из вариантов решения может стать развитие офисных центров в пригородах по принципу американских mixed use zone. При наличии определенного набора услуг многие компании предпочли бы иметь офисы за городом. Плюсы очевидны: транспортная доступность (особенно с учетом строительства КАД), здоровая атмосфера и близость к будущим районам проживания.

Перспективы

Сейчас все большему числу людей не нужно доказывать преимущества загородной жизни перед обитанием в созданной злым гением советской действительности антисоциальной бетонно-муравейниковой среде. И развитие пригородной территории будет все активнее, а по некоторым оценкам, шквально активным. Хотелось бы, чтобы наш город гордился не только своей историей и архитектурой, но и стал таким же удобным для жизни, как лучшие города мира. И чтобы за наши ошибки не пришлось расплачиваться нашим детям, а деньги, вложенные нами, работали максимально эффективно. Для этого при принятии решения необходимо учитывать мнения разных специалистов, в том числе и ландшафтных архитекторов.

канд. географ. наук, ген. директор компании «СпецПаркДизайн» Юрий СКИБИН, «Загородное обозрение»
Недвижимость на zagorod.spb.ru

    59A Фото: загородный дом с компактным планом 219 3 3 1 Загородный дом с компактным планом

    Канада Фото: каркасный дом с навесом для автомобиля 196 5 2 Каркасный дом с навесом для автомобиля

    Грибник Фото: дом из бревна с рациональной планировкой 195.3 4 2 Дом из бревна с рациональной планировкой

    Якшанга Фото: одноэтажный дом из пиленного бруса 106 3 1 Одноэтажный дом из пиленного бруса

    Знатный Фото: дом из бруса 10х17 211 3 2 Дом из бруса 10х17


 Рейтинг@Mail.ru   По вопросам работы сайта и сотрудничества обращайтесь к администратору adm@stroyplan.ru.
При использовании материалов портала - ccылка, доступная для индексации, на сайт обязательна.
© 2006-2024 "СТРОЙПЛАН"
    Все права защищены.