7 культовых стульев в истории дизайна
1. Венский стул «Модель 14» 1859
Дизайн: Михаэль Тонет, Австрия
Начнем
обзор мебельных шедевров с того времени, когда слово «дизайн» может
уже и было произнесено, но было совсем новеньким и нетронуто-блестящим.
Середина 19 века, Австрия. Михаэль Тонет, мебельщик, в 1842 году
запатентовал метод «гнуто-клеенной» технологии изготовления мебели,
и с этого момента начался победный марш венского стула. Венских
стульев было немало, как минимум 20 моделей. И каждая может вполне
оправданно называться венским стулом. Тем не менее, среди всей этой
гаммы есть стул, ставший действительно классикой – одель 14». Тонет
довел эту модель до звенящего совершенства. Всего 6 деталей! Трехмерное
гнутье позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь.
Сидение круглой формы затягивалось камышовым плетением. Конструкция
получилась очень легкой, пружинящей и, вместе с тем, стабильной.
Но не революционность технологии стала причиной бешеной и устойчивой
популярности венского стула. Удобный, легкий и ажурный, он обладал
незаменимым свойством – мог вписаться в любой интерьер органично
и незаметно. А, кроме того, волшебным образом «исчезал» – стоило
человеку сесть на него, и стул напоминал о себе только изгибом тела
сидящего.
2. «Хилл Хаус», Стул для спальни 1902-03
Дизайн: Чарльз Ренни Макинтош, Шотландия
Макинтош,
будучи одним «отцов» британского модерна, определил для последователей
направления развития стиля, а сам пошел иным, уникальным путем,
успешно избежав и символичности, и орнаментальности, и прочих составяющих
модерна. Вместо упругих изощренных кривых – ямая линия и прямой
угол. Чистый геометрический эксперимент. У стула «Хилл Хаус» и у
других стульев этого семейства очень высокая спинка. Кажется, что
дизайнер изменил требованиям функциональности, потакая своим эстетическим
капризам. Но не мешает вспомнить, что этот стул предназначен специально
для спальни. И становится понятно, что это не просто сидение, а
очень полезный предмет обстановки. Это вешалка, на которой можно
оставить головной убор и повесить одежду – горизонтальные перекладины
весьма к этому располагают. Это своеобразная ширма, которая делит
помещение на функциональные зоны. Это почти скульптура – вертикальная
доминанта, организующая пространство интерьера. А еще это прототип
оп-арта: планки, перекладины и промежутки между ними играют со светом
и отбрасывают тени. Получается изменчивая светотеневая живопись.
3. Шезлонг Model B306 1928
Дизайн: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан, Франция
Великий
функционалист Ле Корбюзье при всей небесспорности однозначно утилитарного
подхода к вещам отнюдь не был противником комфорта (к счастью, комфорт
– тоже функция). Этот стул – уже почти лежанка, а не стул – как
нельзя лучше подходит к его крупно-плоскостным, индустриально-жилым
интерьерам. Незначительный, чуть намеченный завиток, оживляющий
девственную плоскость стен и пола. Изгибы проверены и перепроверены
пропорциями модулора – необязательно испытывать телом, доверяешь
взгляду – будет очень удобно, валик в головах убеждает в этом так
красноречиво…
4. Табурет 60 1933
Дизайн: Альвар Аалто, Швеция
Простой
табурет, продаваемый миллионными тиражами. Он был запущен в производство
в 1933 году, сразу приобрел популярность, которая устойчиво сохраняется
и по сей день. Бывают вещи, которые вне времени. Потому что они
гениально просты, и, соответственно, совершенны. Круглое сидение
и три L-образные ножки из гнутой фанеры. Минимум деталей, простая
технология, в результате – очень дешево в производстве. Есть дополнительное
полезное свойство: складируемость. Табуреты составляются один поверх
другого высокой стопкой. Очень удобно при дефиците жилого пространства.
И технология, и идеология очень близки к венскому стулу. Так же,
как «Модель 14», аалтовский табурет ненавязчиво вписывается в интерьер.
И, одновременно, он самодостаточен как эстетический объект. Мало
того, трехногий круглый табурет играет в современном интерьере и
некую символическую роль. Круг сидения, желтый, лакированный, –
этакое солнышко в доме. Ножки – лучи. Материал – дерево – намек
на экологичность. А если глубже копнуть эту тему, то, возможно,
обнаружится множество других наслоений смысла и знаковости.
5. « Mezzadro» 1957
Дизайн: Ахилле и Пьер Джакомо Кастильони, Италия
В
1957 году, в Италии, на вилле Ольмо в Комо проходила выставка «Цвет
и форма в сегодняшнем доме». Дизайнеры братья Кастильони представили
на ней свою концепцию жилого интерьера. Нестандартные, временами
причудливые сочетания вещей: вместе сосуществовали предметы обычные,
«анонимного дизайна» и специально спроектированные. Идея коллажа
присутствовала и в интерьере в целом, и в отдельных предметах. Квинтэссенцией
коллажности стала забавная табуретка «Mezzadro». Непохожая ни на
что, она в то же время навевает массу ассоциаций: то ли заводная
игрушка, то ли консервный нож, то ли садовый инвентарь. Все гораздо
проще. Братья-дизайнеры взяли сидение от трактора и укрепили его
на стальной пружинящей рессоре. Получился необычный консольный табурет.
Со времени той выставки актуальность формы «Mezzadro» не уменьшилась.
Эта почти полувековая «старушка» весьма органично смотрится в агресивно-молодежных
интерьерах и, даже в ультрасовременных хайтековских.
В качестве примечания. У табуретки «Mezzadro» есть «брат», представленный
на той же выставке и достойный упоминания. Они очень разные по внешнему
виду, но весьма близки по духу. Это табурет для телефонных разговоров
«Селла» – едло». Способ его использования звучит замысловато: «сидеть
стоя или стоять сидя». Велосипедное седло насажено на металлический
стержень красного цвета, а основанием служит чугунная полусфера.
Получается своеобразная «неваляшка».
6. Кресло «Сакко» 1968
Дизайн: ПьероГатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро, Италия
Замечательный
«мешок» итальянских дизайнеров, образец «антидизайна», бесформенный
и (о ужас!) розовый. Хорошего дизайна, качественного дизайна к середине
60-х стало слишком много, и он начал утомлять. Радикальная молодежь
предпочла делать «дизайн без вещей» – дизайн поведения. Они отказались
от канонических методов проектирования и заменили их проектной игрой.
В то же время, несмотря на «антидизайнерские» декларации, с точки
зрения выполнения главной функции – удобно сидеть, кресло-мешок
безупречен. Кожаная оболочка не туго наполнена пластмассовыми гранулами.
Наполнитель легко принимает форму, удобную для сидящего, и столь
же услужливо меняет ее для следующего пользователя. Эта идея эксплуатировалась
последователями во множестве вариантов исполнения, пока не дошла
до логического финала – мешок» заставили застыть, выкачав из него
воздух, и сохранили навечно отпечаток седалища хозяина (Идея: Рон
Арад). Есть сомнения в эргономическом преимуществе подобного усовершенствования,
но в этом действе присутствует нечто от арт-акции.
7. W.W. Stool 1990
Дизайн: Филипп Старк, Франция
Нечто
космически-органическое. Произвольная форма растительных кореньев
с изумительной серебристо-хайтековской текстурой. Cимбиоз экологического
сознания и космических технологий. Творение «биомеханического дизайна»,
идея которого активно пропагандируется Старком. Этот табурет балансирует
на грани и в физическом, и во временном, и в эстетическом смыслах.
Как объект для сидения, он кажется очень хрупким и неустойчивым,
но это только видимость. Он существует сейчас, он вполне реален,
но все же он немножко «завтрашний», он кажется пришельцем из неизвестного
интерьера будущего. Пока он только гость, он неорганичен в нынешних
интерьерах. Материал подчеркивает искусственность, но форма живая,
природная. Техника и природа не противопоставляются, а странным
образом сосуществуют в этом предмете.
Еврострой