регистрация компании дать объявление быстрый поиск лента публикаций восстановление доступа о портале
    
Строительный портал СтройПлан.ру
Подбор проекта Торговые маркиНовости отрасли
 
КОРЗИНА (0)  

Тот самый стиль

В большинстве академических изданий понятие «стиль» определяется как «исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейного содержания». Практика добавляет немаловажную деталь: стиль - не постоянная и неизменная структура, а живой процесс, не имеющий четких границ, плавно переходящий от одних образующих элементов к другим, а значит, находящийся в постоянном развитии.

Мировая культура убедительно свидетельствует, что художественные стили возникают, господствуют и изживают себя далеко не одновременно. В зависимости от исторической эпохи, географического положения, вероисповедания, социальных и прочих условий все народы находятся на разных стадиях развития, сообразно с которыми и формируются их культура и искусство. С течением времени естественным образом возникают новые ориентиры в искусстве, выделяются стилеобразующие элементы, присущие лишь конкретному периоду или сохраняющиеся в истории навсегда. Подобные метаморфозы происходят во всех жанрах искусства. Не исключение и область человеческой деятельности, направленной на создание жилой среды, которая бы отвечала представлениям об эстетике и комфорте. Иными словами - интерьера.

Сразу следует заметить, что определить стиль любого интерьера довольно сложно. По сути «чистого стиля» в искусстве интерьера не существует. Ведь в рамках одного художественного стиля неминуемо зарождается новый, который переходит в следующий, и т. д. Известно, что стили, сложившиеся в определенную историческую эпоху, не исчезают бесследно, они входят в новые, участвуют в художественном развитии, преобразуются и возрождаются на следующем этапе в ином качестве. Кроме того, некоторые из них вполне мирно сосуществуют в одном и том же временном промежутке. Правильнее было бы говорить о творческом воспроизведении определенного исторического стиля - о стилизации, которая не повторяет «дословно» формальные приемы, а неназойливо интерпретирует лучшие и наиболее характерные в современное жилище.

Впрочем, нередко бывает и так, что понятие «стиль» не укладывается ни в одну существующую классификацию и определяется в большей степени интуитивно. И наиболее типично это для сегодняшнего дня с его довольно эклектичной стилистикой, не до конца сложившейся терминологией, часто меняющимися акцентами и стремительно развивающейся технической составляющей.

Взаимодействие эпох

Как известно, первым жилищем человека была пещера. Действительно, по совокупности признаков она напоминала собой подобие дома, однако назвать ее таковым в традиционном смысле этого слова можно с большой натяжкой, поскольку пещера не создана руками человека. Зато в вопросах «декорирования интерьера» наши далекие предки преуспели. И пускай рассматривать обстановку карстовой пещеры с наскальными рисунками покажется кому-то занятием малоинтересным, именно в этом столь раннем образце культурной деятельности человека можно усмотреть очевидные признаки стиля, воплотившиеся впоследствии во множестве интерьерных решений. Например, такой вполне узнаваемый образ, как примитивная живопись в сочетании с естественной фактурой камня, а в дальнейшем и «натуральный стиль» первобытных охотников. Каменные, а потом и металлические изображения животных легли в основу «звериного стиля», распространенного в Центральной Европе в I тыс. до н. э., и через культуру дохристианской Древней Руси нашли отражение в мотивах русского стиля рубежа XIX-XX веков.

Столетиями человек постигал науку строительства домов, дворцов, храмов и иных культовых сооружений. Примером монументального подхода к вопросам архитектуры стало искусство Древнего Египта, кажется и по сей день олицетворяющее собой саму вечность. Однако и в этом случае нетрудно проследить определенную преемственность: анализируя египетские традиции декорирования интерьера, можно отчетливо увидеть элементы, которые впоследствии легли в основу искусства ампира и отчасти ар-деко. «Дожили» они и до дня сегодняшнего и находят применение в современном интерьере, становясь мотивами для тканей, обоев, керамической плитки, посуды и т. д.

Сквозь призму времен

Представления о красоте неоднократно менялись, а смена эпох вносила свои поправки и в среду обитания человека. Он постоянно пытался обустраивать свое жилище в соответствии с требованиями нового времени. Так, после культа ценностей египетской цивилизации на первый план вышли эллинские. Это обернулось уходом от гигантизма пропорций и изменениями в цветовой гамме. Наступление эпохи римской культуры существенно повлияло на обустройство интерьера. Из рационального и естественного он стал стремительно превращаться в максимально удобный и красивый дом, довольно аскетичного вида снаружи, зато с интерьерами помещений, изобилующими настенными фресковыми росписями, мозаиками, скульптурными изваяниями, фонтанами, шкурами животных, резной мебелью и т. д. На смену «празднику жизни» пришло строгое средневековье, не допускающее излишеств в обстановке и от этого кажущееся еще более мрачным и угрюмым. С эпохой Возрождения человечество вновь обратилось к идеалам античности. Это проявилось прежде всего в забытом некогда стремлении к простоте, ясности и жизненности во всех областях, в том числе и в обустройстве собственного жилища. Затем вновь настало время роскоши, вычурности и изысканности: пришла эпоха барокко со сложными пространственными построениями, замысловатыми декорами, массивной лепниной, позолотой и резьбой. Сменивший ее классицизм поставил во главу угла традиции античности, идеалы простоты и рациональности. В то время для оформления помещений характерно использование элементов греко-римской архитектуры и так называемой «ордерной» организации декора. Последовательно появились, оставили свой след в истории и канули в лету романтизм, ар-нуво, неомодерн, модернизм и т. д. Наконец, в сознании подавляющего большинства прочно укоренились минимализм и техно-арт. Впрочем, не чужды сегодняшнему интерьеру и всевозможные этнические стили, широко распространены различного рода стилизации, популярны реминисценции того или иного направления, но нередко оформление помещения подчинено и эклектике.

Естественно, стиль жилища меняется параллельно с изменением стиля жизни. Интерьер все больше приобретает черты, отвечающие запросам человека: он становится местом отдыха от ежедневной круговерти событий, время от времени превращается в тихую гавань, куда можно пригласить друзей, и всегда дает возможность заняться любимым делом. В идеале удачно созданный и выверенный интерьер соответствует образу мыслей и складу характера хозяина дома. Что касается его стилевой принадлежности, то в большинстве случаев это не столь важно, ибо замечено: порой бывает достаточно всего одной вещицы, одного декоративного элемента, чтобы полностью изменить характер обстановки. И почему-то в одном случае интерьер можно назвать стильным, а художника в той или иной степени стилистом, а в другом - обстановка ординарна, как сотни других, а ее создатель предстает всего лишь добросовестным ремесленником.

Три кита успеха

Интерьер, как известно, воздействует на внутренний мир человека и его самоощущение; он становится как бы частью того, кто в нем находится. Свойства темперамента, здоровье, общительность или замкнутость характера, социальный статус, окружение и многое другое - все это имеет огромное значение при обустройстве жилого пространства.

Над загадкой стиля человечество бьется с того момента, когда возникло понятие «дом». Нередко встречаются интерьеры, в которых, казалось бы, все сделано на совесть, с соблюдением норм, при наличии всех формальных атрибутов финансовой состоятельности и даже со вкусом, однако, несмотря на все это, в них отсутствует жанр, неуловимое дыхание того, что называют стилем. В чем же загадка по-настоящему стильного интерьера?

Главное условие - должна быть общая идея, которой подчинены пространственная композиция, декоративные элементы, художественные и технические приемы, освещение, цветовое решение и прочие составляющие. Второй кит стильного интерьера - физиологичность, то есть абсолютная приспособленность к обитателям. Человек должен ощущать гармонию в окружающем его пространстве. И третья составляющая стильного интерьера - эргономичность, или комфорт. Если в доме воплощена масса безумных и оригинальных идей, не создающих удобства живущим в нем, то его можно смело отнести к разряду отвлеченных произведений искусства дизайна, но никак не к интерьерам для жизни. Стильный интерьер - это территория максимально удобно организованного пространства. Соответственно, выполнение всех трех условий может послужить основой для создания идеальной среды обитания.

Кстати, стиль еще ни о чем не говорит. Все решают идеи - именно они создают интерьер. Например, те же классика или минимализм, столь востребованные сегодня направления в дизайне помещений, могут иметь амплитуду от английского кантри до рококо, или же от японского этностиля до стиля а-ля промзона. Одним словом, главное в интерьере не форма, а содержание, и не название стиля, а методы его создания.

Сегодня и всегда

В силу целого ряда обстоятельств интерьеру в нашей стране долгое время не уделялось достойного внимания. Многие десятилетия жилое пространство наших домов предлагало лишь минимальный набор функций, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Ни о каком комфорте, а тем более об эстетике и речи не было.

Только с 90-х годов прошлого века мы начали заново постигать искусство создания обстановки. И сегодня к домашнему интерьеру предъявляются все более высокие требования. Жилье вновь начинает обретать свой утраченный некогда статус места для жизни. Строительство, перепланировка, реконструкция становятся вполне доступны большинству, а оснащение дома «умной» техникой и модной мебелью - привычным способом обустройства быта. Да и архитектура диктует необходимость перемен: современные интерьеры гораздо светлее и просторнее прежних.

Идея удобного и красивого дома стремительно овладевает умами. И совсем не важно, какое художественное направление взято за основу - лепные барельефы с псевдокоринфскими колоннами, легкая пустота минимализма или тяжелая роскошь ар-нуво, - лишь бы обстановка была с комфортным мироощущением. Интерьер может быть в любом стиле, но непременно нужно правильно выстроить композицию, соблюсти пропорции, учесть предметно-пространственное окружение, выдержать ритм декоративных элементов, угадать цветовое решение, выбрать и рационально разместить источники освещения и т. д. Если при этом есть еще уверенное знание исторически сложившихся художественных стилей, тонкое чутье на модные тенденции, а также развитая интуиция, помогающие «приложить» все это к конкретным условиям, то интерьер обречен на успех.

Светлана РОССО, «Загородное обозрение»
Интерьер на zagorod.spb.ru

    Раменское Фото: дом из бревна 8 на 10 142 4 2 Дом из бревна 8 на 10

    203/206 Фото: двухэтажный дом из газобетона с террасой 203 4 2 Двухэтажный дом из газобетона с террасой

    Терем Фото: полутораэтажный бревенчатый дом с кабинетом, двумя спальнями и террасой 191 2 2 Полутораэтажный бревенчатый дом с кабинетом, двумя спальнями и террасой

    Завражье Фото: дом из бревна с застекленной верандой 71 2 1 Дом из бревна с застекленной верандой

    Анжелика Фото: дом из клееного бруса с большим балконом и террасой 258 4 2 Дом из клееного бруса с большим балконом и террасой


 Рейтинг@Mail.ru   По вопросам работы сайта и сотрудничества обращайтесь к администратору adm@stroyplan.ru.
При использовании материалов портала - ccылка, доступная для индексации, на сайт обязательна.
© 2006-2016 "СТРОЙПЛАН"
    Все права защищены.