()
Существовало несколько видов художественного паркета. Наряду с художественным щитовым паркетом Растрелли использовал старинный паркет «в елочку», который укладывали в хоромах и церквах XVI и XVII веков.Исконное и широко распространенное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в стиле русского барокко, который бытовал от начала XVIII века до 70-х годов того же столетия. Яркими выразителями этого стиля были архитекторы В. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Ухтомский, Ф. Аргунов. Существовало несколько видов художественного паркета. Наряду с художественным щитовым паркетом Растрелли использовал старинный паркет «в елочку», который укладывали в хоромах и церквах XVI и XVII веков. То есть основные приемы древнерусского декора были широко использованы в создании интерьера первой половины XVIII века. Рисунки паркета также были очень разнообразны. Популярны были работы Растрелли - простые и строго-геометрические рисунки его паркетов, отражены в чертежах. Скромность рисунка и узора ещё больше подчеркивала пышное, золоченое убранство стен Екатерининского дворца, где были выложены паркетные полы. Огромное поле паркета состояло из повторяющихся квадратов, расчлененных на четыре части, в углу каждого из которых находились лучи, составлявшие звезды, выложенные из простого и мореного дуба. Весь этот суровый и многократно повторявшийся узор паркета был обрамлен фризом, имевшим вид кирпичей, две стороны которых были выложены простым и одна – мореным дубом, отчего паркетные рисунки казались объемными. По технике исполнения этот вид художественного паркета чрезвычайно прост: весь он состоял из больших щитов, набранных из квадратов, уложенных волокнами перпендикулярно друг к другу, что создавало эффектную игру света. В Петергофском дворце имелись похожие узоры паркета, но большая звезда в центре верхней площадки парадной лестницы была доминирующим орнаментом так же, как и в последующих трех залах. Таким образом, и в Петергофском дворце, как и в Екатерининском, паркет имел простые геометрические формы, но от этого ни сколько не терял в красоте и изысканности. В 60-х годах XVIII столетия проходила особенно большая работа по переделке паркетов во всех апартаментах Екатерининского дворца. Узоры паркета принадлежали уже архитекторам другого поколения – Неелову и Ринальди, которые создали совершенно новые паркетные рисунки. Паркет Китайского дворца в Ораниенбауме прекрасно сохранился и является совершенно уникальным и исключительным по своему мастерству и художественному замыслу. В некоторых видах художественного паркета блестяще использованы колористические свойства древесины как отечественных деревьев, так и заморских и применены в то же время графье, выжигание, подкуривание и подкраска. Экзотические породы дерева выбирались самых разнообразных оттенков: темно-красных и фиолетовых из палисандра и амаранта, светлых – из лимонного дерева, самшита, а также местных пород – березы и клена. Композиция паркетов Гатчинского дворца значительно спокойнее, чем в Китайском дворце Ораниенбаума; рисунок явно отражает переходный этап к классике. В своих паркетах Ринальди для насыщенных тонов редко пользовался черным деревом или мореным дубом, предпочитая им грецкий орех, красное дерево, а иногда палисандр. Интересно также отметить, что, начиная с Ринальди, особенно широко стали использовать в паркетах направление волокон древесины для игры дерева на естественном и, особенно на искусственном свету. Компания "Паркет-Стар" производит художественный паркет, узоры и рисунки напольного покрытия, самые разнообразные. Также компания занимается реставрацией старинного паркета. ООО Паркет-Стар |