()
В конце XVIII века паркет в стиле русского барокко сменился паркетом в стиле русской классики. Изменились и способы укладки художественного паркета.Мастером переходной поры являлся архитектор Бренна. Его имя связано с художественно-декоративным убранством Гатчины. Все паркеты в подавляющем большинстве отличаются геометрическим построением, однако у Бренны нет тесной композиционной увязки между отдельными частями простых линейных элементов, нет увязки с плафоном и декором стен. Композиционные приемы и общий декор петербургских паркетов дают возможность объяснить и московские паркеты, из которых, прежде всего, необходимо остановиться на паркетах Кусковского дома и на паркетах останкинского дворца. В апартаментах Кускова встречаются те геометрические формы паркетов, которые были широко распространены в первой половине 18 века: восьмилучевые звезды, вписанные в многоугольник, рисунок, составленный из четырехлучевых звезд, и, наконец, разнообразной формы рисунки кирпича. В ином стиле выполнены паркеты Останкинского дворца-музея. Были применены и новые способы укладки паркета. Здесь паркеты составлены из таких же крупных квадратов, но древесина их получает большое разнообразие; основная пластина дополняется фрагментом, выполненным способом интарсии и чаще всего украшенным графьем. Наиболее сложными являются паркеты Проходной в Концертный зал и Нижнего фойе. Нижняя наугольная комната, выходящая во двор, имеет центральный круг и основной повторяющийся мотив из восьмиугольников, составленных из треугольных дубовых пластин, в центре которых вписана четырехлучевая звезда. В левом крыле Останкинского дворца находится Итальянский павильон. Сложный план этого павильона имеет вид большого прямоугольника, составляющего основную часть интерьера, четырех небольших кабинетов и двух небольших проходных комнат. Всем своим богатым декором и в том числе торжественным паркетом выделяется прежде всего центральная часть павильона. Основной фон паркета состоит из восьмиугольников красного дерева вытянутой формы. В паркете господствует центральный круг, соответствующий средней части плафона. Центр круга на фоне березы дан в виде небольшого массива красного дерева с розеткой из березы, украшенной графьем. Вокруг идет кольцо из амаранта, обрамленного с двух сторон эбеновым деревом. Прекрасно подобранные цветные породы дерева создают яркую колористическую гамму, мощный рисунок паркета имеет хорошо выгравированную орнаментику. Паркеты Кусковского дома и Останкинского дворца – образцы паркетов, выполненных в новом для 18 века стиле, стиле русской классики. ООО Паркет-Стар |