()
Богатые мозаичные полы были в новгородской Софии, а также в Софийском соборе Киева. Сегодня наборный паркет – один из самых красивых и оригинальных видов напольного покрытия. Интересным явлением в первой половине 18 века была организация М. В. Ломоносовым мозаичного производства, где художественный паркет производился из смальты особого состава, изобретенного самим Ломоносовым. Великий ученый в изготовлении наборного паркета достиг большого технического и художественного мастерства. Из ломоносовской смальты был выложен мозаичный пол в стеклярусном кабинете Ораниенбаумского дворца. К сожалению, наборный паркет в Ораниенбаумском дворце не сохранился, но о его технике и художественном достоинстве свидетельствует прекрасно сохранившийся такой же работы стол, над созданием которого работали русские мастера. В первые годы существования Ораниенбаумского дворца в его интерьерах был не только наборный паркет, но и панели стен и несколько столов тонкой художественной русской мозаичной работы. Наборный паркет, композиционно соответствующий изысканным орнаментам плафонов, вместе со стенами и всем убранством создавал высокохудожественные ансамбли. До наших дней дошли замечательные мозаичные полы Катальной горки Ораниенбаума. В центре главного круглого зала мозаичный пол имеет изображение фазана, держащего в клюве ветку с плодами. От этого центрального пятна концентрическими кругами располагаются полосы с растительным орнаментом. В 30-50-х годах 19 века снова появляется большой интерес к мозаичным полам, которые иногда перевозились из Рима в Петербург то в виде подлинных античных, то сделанных в 19 веке в Риме русскими мастерами. В связи с дороговизной изготовления художественного паркета и учитывая, что наши мастера могут справиться с такой работой, архитекторы Брюллов и Штакеншнейдер сделали распоряжение выполнять такие работы исключительно в мозаичном отделении Академии Художеств. В русских храмах 17-19 веков встречались также полы, составленные из железных и чугунных плит самых разнообразных рисунков. Такие полы простой орнаментации можно видеть и поныне в Угличе, в Александрове, во Владимире и во многих других городах России. Более сложные по рисунку чугунные плиты для полов делались в 18-19 веках. Для примера можно привести чугунный пол первой половины 19 века церкви Всех скорбящих радости на Большой Ордынке, построенной в 1830 году архитектором Бове. Этот чугунный пол с центральным кругом, имеющим в середине розетку, с характерной для русской классики 19 века орнаментикой и обрамленный меандром, свидетельствует о том, что чугунные полы переживали те же стилистические этапы, что и деревянный наборный паркет. ООО Паркет-Стар |