()
Во второй половине XIX века интерьеры с их декором и художественно-обстановочным комплексом создавались в так называемых стилях «неоренессанса», «ориентализма», «неорококо» и пр.
Встречались и нарядные паркеты тонкой художественной работы.Иногда паркеты бывали весьма сложной художественной композиции. Так, в главном зале бывшей усадьбы Волковых «Манзей», находившейся близ Вышнего Волчка, имелся паркет, рисунок которого представлял рассыпанные по всему полу розы, падавшие из изящной корзины. В одном из московских домов дубовый штучный паркет представлял трельяж, весь увитый виноградом, листья которого были составлены из зеленого протравленного клена, а гроздья винограда – из лиловатого палисандра. Фабричные паркеты получили распространение во второй половине XIX века, однако купить паркет было доступно далеко не всем желающим. В 70-х годах XIX века в Петербурге было три фабрики, изготовлявшие паркеты: «Машинная фабрика, основанная в 1866 году» Беляева, «Паркетная фабрика», существовавшая с 1836 года и принадлежавшая Мансбаху, и фабрика Матиссена. Кроме того, в архитектурном листке за 1877 год публиковалось объявление о продаже паркета машинной фабрики Симлер. В Москве в XIX веке было 8 паркетных фабрик. В начале XX века было организовано пять фабрик в Москве, две фабрики в Новгородской и две в Петербургской губерниях. Продажа паркета набирала силу. Купить паркет можно было из дерева нескольких видов и различных расцветок. Наконец, следует отметить, что по данным справочного издания «Фабрично-заводские предприятия Российской Империи» в 1914 году паркет в России изготовляли на 85 предприятиях. Однако развитие механизированного производства паркета не означало улучшения качества паркета. В конце XIX века и особенно в начале XX века художественный фабричный паркет почти совершенно исчезает, а все фабрики начинают изготовлять исключительно стандартные паркеты, так называемый «специал», из простых дубовых клепок. Дубовый штучный паркет стали продавать во многих магазинах строительных материалов. В это время высокохудожественный щитовой наборный цветной паркет появлялся изредка только в постройках наших выдающихся русских архитекторов. Так, И. Фомин в доме Половцева (1911-1913) и в доме Абамелек-Лазарева (1912) спроектировал замечательные по своим художественным достоинствам интерьеры, в которых паркеты в стиле русской классики достигали большого совершенства. Русские щитовые паркеты XVIII - XIX веков являются ценнейшим вкладом в мировую сокровищницу декоративного искусства. Нигде в мире не было таких разнообразных и высокохудожественных паркетов, как в России. Культура рисунка и производства паркета была доведена до непревзойденного совершенства. ООО Паркет-Стар |