регистрация компании добавить проект быстрый поиск лента публикаций восстановление доступа о портале
    
Строительный портал СтройПлан.ру
Подбор проекта Торговые маркиНовости отрасли
 
КОРЗИНА (0)  

Паркет

Во второй половине XIX века интерьеры с их декором и художественно-обстановочным комплексом создавались в так называемых стилях «неоренессанса», «ориентализма», «неорококо» и пр.

Встречались и нарядные паркеты тонкой художественной работы, но не выражавшие определенного стиля. Также можно было купить паркет фабричного производства. Часто эти паркеты уживались в одном и том же буржуазном или аристократическом доме. В таких случаях в парадных залах бывали паркеты ручной работы, а в интерьерах второстепенного значения – фабричные паркеты.

Иногда паркеты бывали весьма сложной художественной композиции. Так, в главном зале бывшей усадьбы Волковых «Манзей», находившейся близ Вышнего Волчка, имелся паркет, рисунок которого представлял рассыпанные по всему полу розы, падавшие из изящной корзины. В одном из московских домов дубовый штучный паркет представлял трельяж, весь увитый виноградом, листья которого были составлены из зеленого протравленного клена, а гроздья винограда – из лиловатого палисандра.

Фабричные паркеты получили распространение во второй половине XIX века, однако купить паркет было доступно далеко не всем желающим.

В 70-х годах XIX века в Петербурге было три фабрики, изготовлявшие паркеты: «Машинная фабрика, основанная в 1866 году» Беляева, «Паркетная фабрика», существовавшая с 1836 года и принадлежавшая Мансбаху, и фабрика Матиссена. Кроме того, в архитектурном листке за 1877 год публиковалось объявление о продаже паркета машинной фабрики Симлер.

В Москве в XIX веке было 8 паркетных фабрик. В начале XX века было организовано пять фабрик в Москве, две фабрики в Новгородской и две в Петербургской губерниях. Продажа паркета набирала силу. Купить паркет можно было из дерева нескольких видов и различных расцветок.

Наконец, следует отметить, что по данным справочного издания «Фабрично-заводские предприятия Российской Империи» в 1914 году паркет в России изготовляли на 85 предприятиях. Однако развитие механизированного производства паркета не означало улучшения качества паркета.

В конце XIX века и особенно в начале XX века  почти совершенно исчезает, а все фабрики начинают изготовлять исключительно стандартные паркеты, так называемый «специал», из простых дубовых клепок. Дубовый штучный паркет стали продавать во многих магазинах строительных материалов.

В это время высокохудожественный щитовой наборный цветной паркет появлялся изредка только в постройках наших выдающихся русских архитекторов. Так, И. Фомин в доме Половцева (1911-1913) и в доме Абамелек-Лазарева (1912) спроектировал замечательные по своим художественным достоинствам интерьеры, в которых паркеты в стиле русской классики достигали большого совершенства.

Русские щитовые паркеты XVIII - XIX веков являются ценнейшим вкладом в мировую сокровищницу декоративного искусства. Нигде в мире не было таких разнообразных и высокохудожественных паркетов, как в России. Культура рисунка и производства паркета  была доведена до непревзойденного совершенства.

В начале XIX века вместо изысканных линий рисунка художественного паркета появились простые линии, чистые контуры и правильные геометрические формы, а в композиционном построении – строгая симметрия.

Все устремления в декоративном искусстве направляются на отображение героики и своеобразно осмысленной классической древности. Паркет приобрел суровую геометричность: то сплошные шашки, то круги, то квадраты или многоугольники с членением их узкими полосами в различных направлениях. В газетах того времени можно было встретить объявления, в которых предлагалось выбрать паркет именно такого рисунка.

Характерным паркетом русской классики XIX века является паркет, выполненный по проекту архитектора Воронихина в доме Строгановых на Невском проспекте. Весь паркет состоит из больших щитов с точно повторяющимися косо поставленными квадратами, на перекрестье которых скромно даны четырехлепестковые розетки, слегка прорисованные графьем.

Самыми типичными паркетами начала XIX века являются паркеты архитектора К. Росси. Почти все рисунки в них отличаются большой лаконичностью, повторностью, геометризмом и четким членением прямо или косо поставленными рейками, объединявшими весь паркет апартамента.

Архитектор Стасов выбирал паркеты, которые состояли из простых форм квадратов и многоугольников. Во всех проектах Стасова чувствуется та же строгость, что и у Росси, но необходимость выполнения восстановительной работы, которая выпала на его долю после пожара дворца, делает его разностороннее и шире.

Так же, как у Росси, паркет Стасова Голубой гостиной Екатерининского дворца строился из простых квадратов, объединенных горизонтальными, вертикальными или диагональными рейками, образующими большие клетки, делящие каждый квадрат на два треугольника.

Геометризм наблюдается также в паркетах библиотеки Марии Федоровны, где только разнообразие цвета паркета – розовое дерево, амарант, красное дерево, палисандр и пр. – вносит некоторое оживление.

Преобладающий цвет паркета составляет красное дерево, на котором стороны прямоугольников и квадратов даны грушевым деревом, обрамленным тонким слоем черного дерева, что придает еще большую четкость и линейность всему рисунку. По клену на всем паркете обильно дается графье в виде лент, дубовых листьев, розеток и иоников.

Во всех этих паркетах нет главного центрального рисунка, все они состоят из повторяющихся мотивов геометрической формы. Аналогичный паркет сохранился в бывшем доме Юсупова в Санкт-Петербурге.

Архитекторы Стасов и Брюллов восстанавливали апартаменты Зимнего дворца после пожара 1837 года. Паркеты Зимнего Стасов создавал в торжественно-монументальном и официальном стиле русской классики 30-х годов XIX века. Цвета паркета также выбирались исключительно классические.

В выборе паркета, когда не надо было сочетать паркет с рисунком плафона, Стасов остается верен своим композиционным принципам. Так, например, паркет галереи 1812 года отличается сухой и торжественной величавостью, которая достигалась повторностью простых геометрических форм, обрамленных фризом.

В 40-х и 50-х годах XIX века в архитектуре и декоративном искусстве создавались модифицированные формы, в которых либо совмещались отдельные элементы пройденных стилистических этапов, либо возрождались отдельные стили, в которые привносились характерные черты своего времени, изменявшие сущность того или иного стиля.

В конце XVIII века паркет в стиле русского барокко сменился паркетом в стиле русской классики. Изменились и способы укладки художественного паркета.

В этих новых паркетах линии рисунка, еще удерживая некоторую изнеженность и грациозность, избавляются от той бурной динамики и эксцентричности, которые были присущи стилю барокко. В орнаментике стали преобладать классические мотивы, простота и логичность. Сдержанная скромность паркета соответствует всему декору интерьера, основа которого строится на ордерности.

Мастером переходной поры являлся архитектор Бренна. Его имя связано с художественно-декоративным убранством Гатчины. Все паркеты в подавляющем большинстве отличаются геометрическим построением, однако у Бренны нет тесной композиционной увязки между отдельными частями простых линейных элементов, нет увязки с плафоном и декором стен.

Композиционные приемы и общий декор петербургских паркетов дают возможность объяснить и московские паркеты, из которых, прежде всего, необходимо остановиться на паркетах Кусковского дома и на паркетах останкинского дворца.

В апартаментах Кускова встречаются те геометрические формы паркетов, которые были широко распространены в первой половине 18 века: восьмилучевые звезды, вписанные в многоугольник, рисунок, составленный из четырехлучевых звезд, и, наконец, разнообразной формы рисунки кирпича.

В ином стиле выполнены паркеты Останкинского дворца-музея. Были применены и новые способы укладки паркета. Здесь паркеты составлены из таких же крупных квадратов, но древесина их получает большое разнообразие; основная пластина дополняется фрагментом, выполненным способом интарсии и чаще всего украшенным графьем.

Наиболее сложными являются паркеты Проходной в Концертный зал и Нижнего фойе. Нижняя наугольная комната, выходящая во двор, имеет центральный круг и основной повторяющийся мотив из восьмиугольников, составленных из треугольных дубовых пластин, в центре которых вписана четырехлучевая звезда.

В левом крыле Останкинского дворца находится Итальянский павильон. Сложный план этого павильона имеет вид большого прямоугольника, составляющего основную часть интерьера, четырех небольших кабинетов и двух небольших проходных комнат.

Всем своим богатым декором и в том числе торжественным паркетом выделяется прежде всего центральная часть павильона. Основной фон паркета состоит из восьмиугольников красного дерева вытянутой формы. В паркете господствует центральный круг, соответствующий средней части плафона. Центр круга на фоне березы дан в виде небольшого массива красного дерева с розеткой из березы, украшенной графьем. Вокруг идет кольцо из амаранта, обрамленного с двух сторон эбеновым деревом.

Прекрасно подобранные цветные породы дерева создают яркую колористическую гамму, мощный рисунок паркета имеет хорошо выгравированную орнаментику. Паркеты Кусковского дома и Останкинского дворца – образцы паркетов, выполненных в новом для 18 века стиле, стиле русской классики.

ООО Паркет-Стар

    Д-84 Фото: дачный дом 6х7 м полтора этажа с эркером и крыльцом 89 1 Дачный дом 6х7 м полтора этажа с эркером и крыльцом

    Д-32 Фото: загородный дом 8x10 м с террасой и мансардой 129 4 Загородный дом 8x10 м с террасой и мансардой

    201/045 Фото: дом с балконом, террасой и сауной 201 5 2 Дом с балконом, террасой и сауной

    269/171 Фото: дом с балконом, террасой и сауной 269 4 4 Дом с балконом, террасой и сауной

    Топаз Фото: дом из бруса 150 4 2 Дом из бруса


 Рейтинг@Mail.ru   По вопросам работы сайта и сотрудничества обращайтесь к администратору adm@stroyplan.ru.
При использовании материалов портала - ccылка, доступная для индексации, на сайт обязательна.
© 2006-2024 "СТРОЙПЛАН"
    Все права защищены.