регистрация компании дать объявление быстрый поиск лента публикаций восстановление доступа о портале
    
Строительный портал СтройПлан.ру
Подбор проекта Торговые маркиНовости отрасли
 
КОРЗИНА (0)  

Керамика: извечно на гребне моды

Наверное, древнейшим из всех искусств для нас является керамика. Непонятно каким чудом уцелевшие образцы обожженной глины, дошедшие до нас с доисторических времен, в равной степени изумляют как своим возрастом, так и сохранностью. Безусловно, керамика долговечна, практична, красива. Именно поэтому она вошла в обиход на заре цивилизации и актуальна до сих пор.

Хорошо известное сегодня слово «керамика» возникло у древних греков; так они называли горшечную глину, от чего, собственно, и произошло греческое keramos, то есть глиняная посуда. В более широком смысле керамикой называли любые изделия, для которых глина (смешанная, как правило, с полевым шпатом, кварцем или известью) стала главным сырьем. Способ создания изделий, кажущихся нам сегодня такими примитивными, был примерно следующим: необходимые исходные вещества смешивались в единую массу, из которой вручную или на поворотном круге изготовлялась форма, которая потом обжигалась в печи. Кстати, керамика довольно долгое время оставалась продуктом ручного труда. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры стало событием огромной важности. Конечно, сегодняшнее керамическое производство представляет собой несравнимо более сложный технологический процесс. Однако по сути ничего не изменилось: керамика по-прежнему играет роль «дитя природы», то есть надежного и в экологическом смысле идеального продукта трех стихий – земли, воды и огня.

В не меньшей степени благодарным материалом керамика считается и с точки зрения исторической науки: столь систематической и последовательной картины развития человеческого общества нельзя обнаружить ни по какой другой отрасли ремесла, кроме как гончарной. Керамика не была подвержена атмосферным воздействиям в той степени, как дерево, металл, ткани или иные материалы, поэтому дошла до нас в блеске и великолепии всех эпох и культур.

И в пир, и в мир

Вряд ли вызывает сомнение тот факт, что появление керамики явилось результатом осознанной человеком необходимости. Причем в разных областях. Не случайно нашим предкам понадобилось придумать терракоту и майолику, фаянс и фарфор, так называемую каменную массу, которая по своим технологическим свойствам также относится к керамике, или шамот. Известно, что до того как стать строительным материалом (кирпичом или напольным покрытием – плиткой), керамика долгое время служила домашней утварью – посудой. Удивительно, но и сегодня, в эпоху высоких технологий, когда глиняный горшок всего лишь яркий аксессуар какого-нибудь этностиля, а не предмет первой необходимости, все та же керамика играет партию первой скрипки и при строительстве дома, и в облицовке стен ванной комнаты, и на кухонном столе.

И если в качестве строительного материала или декоративной поверхности керамика переживала то взлеты, то падения, то в бытовом смысле ей нет, не было, да, наверное, и не будет равных, даже при нынешнем разнообразии металлической, стеклянной и пластиковой посуды. Что уж говорить о временах, когда о тефлоне и антипригарных покрытиях не помышляли: керамика была не просто самым распространенным, но зачастую и единственным видом домашней утвари. Спору нет, выдалбливание каменной ступки – процесс, быть может, и творческий, но уж очень утомительный. Поэтому уделом наших далеких предков много веков оставались именно глиняные горшки с землистым, окрашенным и пористым черепком.

Лирическое отступление

Несмотря на то, что мы ежедневно сталкиваемся с такими понятиями, как фаянс и даже фарфор, глазурованная плитка и просто кирпич, слово «керамика» вызывает ассоциации с чем-то из области древнего декоративного искусства. Чтобы «услышать» керамику, стоит пробежаться по Этнографическому музею или лишний раз посетить экспозицию первого этажа Эрмитажа. Действительно, керамика – это то, что так и осталось «вне времени», там, в далеком прошлом, не успев трансформироваться в ренессансную майолику и уж тем более в веджвудский фарфор.

Но «атмосфера» керамики присуща и интерьеру. Один и тот же продукт высоких технологий в зависимости от своих декоративных свойств может выглядеть как кафель, а может – как керамическая плитка.

Функциональность и эстетика

Впрочем, как бы там ни было, а и ребенку понятно: керамика – вещь сугубо практичная. Уж как ее ни назови. И живет она по законам, соответственно, сугубо практичным. Потому фаянсовая ванна продолжает оставаться чем-то из области экзотики!

Не секрет, что с первобытных времен производство керамики подчинялось исключительно утилитарному аспекту. Из глины строили жилища и создавали предметы обихода, позже научились делать кирпич и оттискивать изделия в специальных формах. Однако, как показывает мировой опыт, любая изначально просто нужная в хозяйстве вещь со временем начинает превращаться в предмет более совершенный, изысканный и в высшей степени эстетичный. Неминуемо сия участь постигла и «практичную керамику». Не выдержав груза ответственности, она сдалась перед требованиями прогресса: быть одновременно и полезной, и красивой.

Поэтому-то о керамике стало возможно говорить не только как о необходимой утвари или удобном напольном и настенном покрытии, но и как об объекте художественного творчества, способе авторского самовыражения, а зачастую и как о произведении искусства. И история знает немало тому примеров.

Родом из глинобитного жилища

Репутация керамики как материала для строительства и декоративного покрытия выдержала самое сложное испытание – временем, поэтому сомнений сегодня ни у кого не вызывает. Этим в первую очередь объясняется ее стабильное положение на рынке строительно-отделочных материалов. Керамика – это традиция, идущая со времен интерьера древних эллинов. Доподлинно известно, что уже в крито-мекенской Греции полы в домах украшали мозаикой или мелкой керамической плиткой. Без ее приятной холодноватой шершавости или, напротив, полированного блеска не обходились и апартаменты состоятельного древнего римлянина.

В архитектуре керамика создала неподражаемые примеры глазурованной облицовки зданий в Средней Азии и арабских странах. Там же нашла свое применение и узорная кирпичная кладка, и рельефная терракота. В интерьере истинный гимн керамике исполнили ренессансные полы. Искусство модерна не менее рьяно эксплуатировало эстетику и практичность керамики. Популярность ее неуклонно растет и в наши дни. Керамическая плитка давно перешагнула традиционные пределы кухни, ванной комнаты и туалета и, словно продолжая традицию далеких античных интерьеров, уверенно завоевывает новые пространства в обстановке современного дома.

Музыка гончарного круга

Впрочем, кроме кирпича или плитки существует масса других поводов восхищаться искусством керамики – в более изящных его проявлениях. Речь идет о художественной керамике. К счастью, утилитарный подход не вытеснил окончательно поэтику и красоту глины.

Получить предельно тонкую и красивую по тону, одновременно легкую и прочную керамику стремились практически все народы и страны. Причем время в этом процессе играло роль весьма относительную. Например, секреты производства фаянса и глазури, известные еще древним египтянам во втором тысячелетии до нашей эры, в IV веке заново открывали китайцы. Но очевидные прорывы и открытия в керамической области зачастую так и оставались всего лишь примерами исключительности человеческой мысли, не находя впоследствии практического применения. Так, античные греки задали в свое время настолько высокую планку в производстве керамики, что превзойти ее не удавалось веками. Гончарные изделия римлян были не в пример грубее. В средневековье возникла гончарная поливная керамика, которая, по мнению специалистов, стала «потомком» галло-романских изделий и «предком» тех простых и крепких горшков, которые, собственно, и дожили до наших дней. Испано-мавританская керамика оказала огромное влияние на развитие итальянской майолики, которую явила миру эпоха Возрождения. Одновременно начался расцвет фарфорового производства. К началу XVII века он практически повсеместно начал вытеснять все прочие разновидности гончарных изделий. На его долю выпало столько славы, сколько не удалось заслужить ни одному другому виду керамики. История знает периоды, когда цена на фарфор соответствовала стоимости золота, фарфоровая ваза выменивалась на целую роту солдат, а выдача секрета фарфоровой массы каралась смертной казнью. Тем не менее в силу ряда причин, в основном из-за сложности производства, фарфор так и остался элитарным видом керамики. В качестве же доступного материала на первый план вышел более грубый фаянс.

Керамический ренессанс

В наши дни, когда смело можно говорить об общем подъеме интереса к авторскому началу в произведении искусства, в интерьере, а зачастую и в промышленном изделии, нельзя обойти вниманием схожие тенденции и в производстве керамики. Та же напольная и настенная плитка все увереннее обретает индивидуальные черты. По тем или иным характерным признакам можно без труда узнать страну-производителя или фабрику-изготовителя коллекции керамики.

Казалось бы, в высшей степени незатейливый материал – кирпич, а тоже претендует на право быть оригинальным. Привычный терракотовый брикет обрел множество разновидностей: богатая цветовая гамма и фактурное разнообразие позволяют использовать его не только как строительный материал, но и в качестве прекрасного отделочного покрытия – для экстерьерных работ и оформления интерьера.

Незаменимы изделия из керамики и в таком модном сегодня направлении, как ландшафтный дизайн. Тот же кирпич позволяет создавать архитектурные изыски. Но плитка способна троекратно (и более) увеличить декоративный эффект.

Ну и, наконец, как обойтись без керамики в интерьере? Без той, самой, наверное, популярной художественной составляющей, которая делает обстановку каждого дома самобытной, которая придает своеобразие и выступает яркими аксессуарами, отражает вкус хозяина и задает тон дома. Функциональная и абсолютно бесполезная, но зато потрясающе красивая; зачастую незаметная, но незаменимая, исключительно современная и старая-старая, достойная украсить собой любую антикварную обстановку; имеющая за спиной тысячелетнюю историю и необозримые возможности в будущем – она никогда не выйдет из моды.

Светлана РОССО, «Загородное обозрение»
Интерьер на zagorod.spb.ru

    110/067 Фото: дом 9х9 с мансардой 110 2 2 Дом 9х9 с мансардой

    Родной Фото: трёхэтажный бревенчатый дом с сауной 293.5 5 4 Трёхэтажный бревенчатый дом с сауной

    Феникс Фото: дом 8 на 8 одноэтажный 56 2 1 Дом 8 на 8 одноэтажный

    Д-119 Фото: дачный дом 6х9 м с верандой 112 2 1 Дачный дом 6х9 м с верандой

    20A Фото: «Оптимус» - оптимальный коттедж с двускатной кровлей 210.5 3 3 1 «Оптимус» - оптимальный коттедж с двускатной кровлей


 Рейтинг@Mail.ru   По вопросам работы сайта и сотрудничества обращайтесь к администратору adm@stroyplan.ru.
При использовании материалов портала - ccылка, доступная для индексации, на сайт обязательна.
© 2006-2016 "СТРОЙПЛАН"
    Все права защищены.